РЕТРО2020. Безопасность на Вашане

Все годы своего существования  Скитулец постоянно наполнялся новыми спортивными и не очень мероприятиями и стал заслуженно называться фестивалем, на котором любой может найти себе занятие по интересам.

Тем не менее, его основным «столпом» был и останется сплав по Вашане.   Не секрет, что сплав по паводковой реке сопряжен с целым рядом опасностей (быстроток, навал на берег, прижимы к береговым кустам, завалы, низко висящие  бревна, прочие естественные препятствия). В этом отношении Вашана весьма коварна, поскольку практически при любом уровне воду может  выдать неожиданные сюрпризы там, где их, казалось бы, не можешь ожидать.

В связи с этими очевидными обстоятельствами Оргкомитет Скитульца принимает все зависящие от него меры по предотвращению несчастных случаев на воде во время проведения Массплава и Ралли..

Уже давно, в частности,  мы сознательно назначаем сроки Скитульца с таким расчетом, чтобы не попасть на пик паводка, при котором Вашана становится безусловно опасна не только для водников-любителей, но и для опытных участников. Да, приходится поступаться интересами опытных гонщиков, которым явно не хватаем адреналина высокой воды. Но таковых явное меньшинство. С каждым годом на Скитулец приезжают все большее количество тех, для кого пик вашановского паводка явный экстрим.

Я нисколько не набиваю цену сложности вашанских сплавов, повторяя из года в год в Анонсах очередного фестиваля фразу, выделенную красным шрифтом: «Скитулец – не безобидные покатушки по чистой воде, а рискованное предприятие».

 Беря на себя  организацию подобного массового мероприятия, я считал, что обладаю весьма большим опытом прохождения Вашаны. В моем туристическом багаже  к сезону 2006 года было около 15 паводковых сплавов по Вашане, не говоря уже о двух десятках сплавов по другим паводковым рекам Тульской области (Крушма, Выпрейка, Скнига, Восьма). В прошлом веке я ходил на Тайменях, а в XXI веке моим «боевым конем» стал оранжевый ВФ-1.

Так что, об опасностях апрельских рек я знаю не понаслышке. Бывали буквально матрасные сплавы, когда Вашана проходилась на одном дыхании, а бывали такие, когда выбираться «к людям» приходилось  пешком с остатками лодки за спиной, а в голове пульсировала фраза» «Если бы я не знал, что это удовольствие, я бы сказал, что это мучение…».BF2-A002

Были и совсем экстремальные ситуации, о которых напоминают фото лодки на ледяном поле (р. Крушма, 2005 г), из-под которого автор снимка только что сумел выкарабкаться ценой невероятных усилий воли и физических сил.

Коротко коснусь тех организационных мероприятиях, которые позволяют нам делать массовый выход туристов на весеннюю воду достаточно безопасным.

Непосредственно накануне массового сплава с 2013 года по реке проходят т.н. «Прокатчики дистанции», которые выявляют наиболее опасные участки реки при данном уровне воды, состоянии естественных препятствий, и помечают потенциально опасные места специальными яркими знаками «Опасность», заставляющих участников повышать бдительность при прохождении этого участка реки.

За прошедшие сезоны в роли «прокатчиков» успело побывать множество скитульцев:  Валерий Карабонцев, Михаил Левашов, Владимир Логинов, Валера Григоренко, Максим Дубинский, Сергей Тимченко, Аркадий Шилейко, Владимир Шестаков, Андрей Студилин, Владимир Покровченко, экипажи Алексея Яшкина и   Александра Кузьмичева, Сергей Каржаев, Александр Потапенко, Дмитрий Михеев, Василий (Дед Василий), Антон Семченко,  Света Трифоненкова, Серж Петриков, Анна «Михална» Храмцова, Николай Кивель, Алекс «Раздолбай» и другие.

При выявлении прокатчиками экстремально опасных участков реки, на них во время массового сплава выставляется пост береговых контролеров – профессиональных спасателей, для регулирования прохождения участка или предупреждения о полном запрете его прохождения по воде, или проведения спасработ в случае аварий экипажей.

На Стартовой поляне всех участников сплава встречает плакат с душевным текстом, увиденным мной в инете у кого то из своих друзей-скитульцев и беззастенчиво украденным для общего ознакомления:

плакат

«Суть паводковой речки – мощный поток очень холодной воды через всяческие  кусты, бревна, мосты и трактора в русле.

— Особенность человеческого организма – после нескольких минут нахождения в очень холодной воде, особенно если мордочка тоже в воде, его жизнедеятельность необратимо прекращается.

— Мощный поток очень холодной воды через всяческие бревна, кусты, мосты и трактора в русле в случае аварийной ситуации очень способствует пребыванию в нем организмов аварийного экипажа.

 Совет: перед началом сплава сами оцените уровень Вашей подготовки, степень опасности, планируемое удовольствие и ценность Вашей жизни. И после этого сами принимайте решение – надо оно Вам или нет?»

Не знаю, изменил ли этот плакат хоть раз радикально чье-то решение об участии в Массплаве, но, надеюсь, что какие-то трезвые  мысли он породил, а это уже плюс. Лишний бит в байте не помеха…

Перед спуском судов на воду все экипажи проходят строгий технический контроль со стороны  весьма придирчивых судей. У каждого члена экипажа проверяется наличие  спасжилетов, касок, ремнабора, миниаптечки, «лягушки» для надувного судна, спасконца. Каркасные лодки в обязательном порядке поверяются на наличие емкостей  непотопляемости. Так же, технические контролеры проверяют членов экипажей на признаки опьянения. Бывало, что «местное ВАДА» не допускало  до скитульского сплава участников под «допингом».

В роли таких «техконтролеров» выступают опытные специалисты, в компетентности и неподкупности которых не возникает ни каких сомнений. В разные годы техконтролем занимались Владимир Рычков, Максим Сысоев. Последние годы на этих важных постах работают уважаемый и любимый  всеми Н.М.Рязанский (Ралли) и неутомимый В.Карабонцев (Массплав).

дк тех1

дк техконтехконтроль караб

Одновременно с участниками Массплава и Ралли на воду выходят т.н. «Контролеры дистанции» — наиболее подготовленные каякеры, хорошо знающие реку и способы оказания помощи в экстремальных ситуациях.

Контролеры  выходят обычно парами,  которые распределяются по всей длине маршрута и помогают участникам при аварийных ситуациях.

В древнескитульские века группой контролеров-спасателей с номерами «911» руководил Александр «Семеныч» Еговцев (Алексин), потом в средние  века эту роль взял на себя Дмитрий Михеев (Алексин), ну а в современной истории  руководителем команды «911» неизменно является Антон «Тоха» Семченко (Москва). Отдельный материал по «Нянькам 911» будет опубликован 10 февраля.

тоха 911

После выхода на воду последних участников Ралли и Массплава, на воду становятся т.н. «чистильщики», которые сплавляются последними и при их приходе на ПП можно быть уверенными, что выше них на воде не осталось ни одного участника.

«Чистильщики» последовательно закрывают участки от Старта до ПП1, от ПП1 до ПП2 и от ПП2 до Финиша (Базового лагеря).

Самыми первыми «чистильщиками» в 2006 году по моей просьбе стали Стас Буслов и Анатолий Дворецкий. Потом в разные годы на эту незавидную роль соглашались Андрей Абрашитов и Сергей Ларионов. В новейшей истории Скитульца эти функции уже много лет берут на себя, деля дистанцию на части глубоко уважаемые мной Владимир «Хрыч» Рычков, Валера Карабонцев и Валерий Григоренко.

Старт для участников ралли и Массплава закрывается в 11-12 часов дня, давая возможность экипажей за оставшееся светлое время суток самостоятельно дойти до финиша (Базового лагеря). Выход участников с ПП1 закрывается в 16:00 и с ПП2 в 18:00 с тем же расчетом, чтобы экипаж даже со средней степенью подготовки успел до сумерек добраться до базового лагеря.

Опыт фестивалей показал, что критические ситуации на дистанции могут случиться абсолютно в любом месте. Так, в 2013 году в 150 метрах ниже точки старта  природа создала бесхитростное тестовое препятствие – косо уходящее в поду бревно на середине потока. В тот год это было любимая точка съемки всех фотографов на Стартовой поляне!

Немалое количество участников не справилось с «тестовым бревном» и выливали воду из лодок практически не отойдя от старта.

бревно 1

бревно 2

Надо сказать, что все «протестированные» экипажи продолжили сплав и благополучно пришли на финиш. Видимо, такой в прямом смысле слова «холодный душ» в начале дистанции очень помог собраться с силами.

А был прецедент, когда экипаж-двойка классически «лег»  под наклонным бревном буквально за 50 метров до финиша, опять же,  к радости скитульским фоторепортеров.

91111

Фото и видео аварийных  ситуаций на дистанции нет числа. Безусловно, наличие на воде одновременно огромного количества экипажей, готовых помочь в беде, помогает оперативно  принять необходимые меры. Помогают и «розовые» номера и «желтые».  В этом сила Скитульца. Дух взаимопомощи делает наш фестиваль несокрушимым!

9111

911

911 1

После Скитульца-2012, когда сплав пришелся практически на пик паводка и на дистанции произошло большое число серьезных аварий, я был вынужден попросить скитульского старожила Владимира Кочергина  сделать специальный фильм об опасностях сплава по Вашане в паводок под парадоксально-броским названием «АнтиСкитулец». Для кого «Анти»?  Для  тех, кто не соизмеряет свои опыт с потенциальными опасностями реки. Для тех, кто имеет неосторожность впервые в жизни садиться в байдарку именно на Скитульце. Для тех, кто воспринимает  сплав по Вашане просто как преддверие большого пикника в хорошей компании с началом возлияний сразу же, как только весло коснулось воды.

И в заключение. Очень грамотный материал, посвященный безопасности сплавов по паводковым рекам,  подготовил все тот же Михаил Левашов «Зиндолог».  Настоятельно рекомендую  внимательно прочитать и проникнуться его духом всех тех, кто еще  хоть чуть-чуть сомневается в своем опыте.  А лучше – и те, кто уже не сомневается!